Комитет Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по перестрахованию подготовил проект «Положения об основах перестраховочной деятельности». Кому и зачем нужен этот нормативный акт, какое место в системе российского страхового права он должен занять и какие его нормы заслуживают особого внимания?
О необходимости подготовки «Положения…» заявил глава страхнадзора г-н Пылов. С учетом курса власти на контроль всех сфер жизни этот документ может серьезно урезать свободу перестраховщиков. И мы совершим большую ошибку, если не попытаемся повлиять на будущие правила игры, снять существующие и потенциальные проблемы в отношениях участников рынка с властью и между собой.
Впрочем, это моя личная точка зрения. Вопрос об участии сообщества перестраховщиков в разработке «Положения…» был для участников рынка дискуссионным - как минимум, по двум причинам.
Первой стала реорганизация структуры российского правительства. У созданной недавним указом президента Федеральной службы страхового надзора не будет нормотворческих функций – они перейдут на уровень выше, к Министерству финансов. Будет ли Минфин реализовывать идею подготовки «Положения…», сегодня никто сказать не может.
На этот аргумент я хотел бы возразить так: будет ли принято «Положение…» или нет – от нас не зависит. Поэтому на первый план выходит вопрос не о том, увидит ли оно свет, а о том, каким будет его содержание в случае принятия. В этой связи, как мне кажется, сообщество перестраховщиков должно приложить максимум усилий для того, чтобы не столкнуться с внезапным появлением документа, не отражающего его интересов.
Вторая – и, наверное, главная – причина дискуссии состоит в довольно распространенном мнении о том, что профессиональному сообществу не следует заниматься подготовкой документа, расширяющего возможности для госрегулирования перестрахования и априори умаляющего свободу действий перестраховщиков.
Здесь я вынужден напомнить коллегам о нынешней иллюзорности этой самой свободы. Не будем забывать, что с 1 марта 1996 г. договоры перестрахования напрямую регулируются главой 48 ГК РФ «Страхование». В результате все мы сильно рискуем – ведь большинство заключаемых нами договоров перестрахования можно более или менее успешно оспаривать, применяя к ним нормы, установленные законодательством для страхования. Как мы прекрасно знаем, значительная часть судебных и налоговых споров перестраховщиков в последние годы была вызвана именно этим пробелом в законодательстве. Подобные риски участников перестраховочных операций и правовая непредсказуемость судебных решений по таким спорам - это еще один серьезный аргумент в пользу попытки исправить ситуацию «Положением об основах перестраховочной деятельности».
Учитывая все это, Комитет ВСС по перестрахованию все-таки решил участвовать в разработке этого нормативного акта. Мы уже подготовили базовый проект «Положения…» - и призываем всех, кому небезразличны проблемы перестрахования, принять участие в его доработке, подготовив и направив нам свои предложения и замечания. При этом я хотел бы обратить внимание на некоторый дефицит времени: собрать отклики, проанализировать их и внести в документ коррективы мы планируем до Восьмой ежегодной Всероссийской перестраховочной конференции, которая пройдет в Москве 25-26 марта. Концепция и основные аспекты проекта «Положения…» станут одним из вопросов этой конференции.
В основу документа мы положили пять принципов, основным из которых стал принцип «Не навреди». Иными словами, проект «Положения…» написан так, чтобы не ухудшить положение участников перестраховочного рынка. Конечно, это не означает, что Минфин в дальнейшем не может включить в документ вредящие перестраховщикам пункты. Но, во-первых, хочется верить, что такой цели у государства нет. Во-вторых, подобные нормы будут очевидно противоречить общей направленности уже подготовленного проекта, и их довольно сложно будет туда втиснуть без обстоятельного обсуждения с участниками рынка, следствием которого должно стать взаимоприемлемое решение.
Второй по значимости принцип - документ в основном должен состоять из диспозитивных норм, которые могут быть изменены или отменены соглашением участников договора перестрахования. Подчеркну, что в этом смысле документ продолжает проявившийся при подготовке ГК РФ подход законодателя к «мягкому» регулированию гражданских отношений и предоставлению максимальной свободы договора.
Третий принцип - уважение к обычаям делового оборота. В проекте много ссылок на деловые обычаи и международного, и российского рынка перестрахования. Это должно помочь сделать их легитимным источником права в перестраховании – ведь до сих пор ни суды, ни налоговые органы, как правило, даже слышать не хотели о каких-то обычаях, требуя предъявлять им положения закона или нормативного акта.
Четвертый принцип - позиционирование на нормах ГК РФ. Это один из дискуссионных вопросов. Некоторые мои коллеги предлагали построить документ на нормах новой редакции закона об организации страхового дела, поскольку она дает более широкое определение понятия перестрахования, нежели кодекс. Но тут возник чисто российский нюанс. Общепризнанное правило юридической техники – «новый закон отменяет прежний». Новая редакция закона о страховом деле принята позже Гражданского кодекса, а значит, должна иметь преимущественную силу перед кодексом. Однако проблема в том, что упомянутое правило хоть и описано в учебниках, монографиях и статьях, но нормативно в российском праве не закреплено. Зато есть пункт 2 статьи 3 ГК РФ, который гласит, что нормы гражданского права из других федеральных законов не должны противоречить кодексу. Есть и соответствующая судебная практика. Таким образом, построив «Положение…» на нормах закона о страховом деле, мы рискуем оказаться в очень сложном положении, поскольку суды, скорее всего, все равно будут применять нормы ГК.
Пятый принцип - постараться использовать положения ГК РФ для максимального расширения свободы действий участников рынка.
Структурно проект «Положения…» состоит из 7 разделов и содержит в общей сложности 82 статьи, если считать каждое определение термина за отдельную статью. На термины я хотел бы обратить особое внимание – большинство разногласий во время обсуждения документа было связано именно с ними. Предлагалось даже вообще отказаться от идеи приводить в «Положении…» определения. Но я, например, считаю это весьма целесообразным. Нормативно закрепив понятия «бордеро», «тантьема», «депо» и т.п., все мы, наконец, вздохнем спокойно, не опасаясь, что налоговые органы или суды будут толковать эти термины как им угодно.
Я хотел бы также призвать перестраховщиков к пристальному изучению и некоторых других важных норм «Положения», описывающих, в частности:
- существенные условия договора перестрахования;
- правила определения страховой суммы и премии;
- правила заключения договора перестрахования (момент акцепта, заключения договора и вступления его в силу, а также механизм подтверждения факта заключения договора);
- право приостановления страхового срока по договору перестрахования в случае неоплаты очередного перестраховочного взноса;
- последствия отзыва лицензии для уже заключенных договоров;
- принцип презумпции ответственности перестраховщика, пока он не докажет необоснованность требований перестрахователя;
- включение расходов на урегулирование страхового случая в состав выплаты.
В заключение отмечу, что судьба «Положения...» - с учетом нынешних реалий российского страхового права и непроработанности в нем вопросов перестрахования, - скорее всего, будет весьма сложной. Но я призываю перестраховщиков приложить все возможные усилия и внести посильную лепту в разработку этого документа с тем, чтобы наконец-то узаконить сложившуюся практику нашей работы, защитить наши права и интересы, которые в России весьма уязвимы даже в силу одной только специфики перестраховочных отношений.
Направить отзыв на проект «Положения об основах перестраховочной деятельности»